Лысенковщина по-американски или «Чудовищный эксперимент»

Уэнделл Джонсон (16 апреля 1906 – 29 августа 1965)  американский психолог и писатель.

«Чудовищный эксперимент» — экспериментальное исследование влияния оценочных суждений на беглость речи у детей, проведенное в Университете Айовы (США) в 1939 году. Было выполнено Мэри Тюдор под руководством Уэнделла Джонсона. Данный эксперимент приобрел популярность и свое название в связи с тем, что у здоровых детей-участников намеренно были выработаны нарушения речи, сохранившиеся у них после окончания исследования.

Джонсон родился в Роксбери, штат Канзас. Начал заикаться, когда ему было примерно пять или шесть лет. Его неспособность выражать себя подтолкнула его к письму и литературе.  Это привело его в Университет штата Айова в Айова-Сити, на тот момент  самый известный в мире центр исследований заикания.  В 1926 году он начал учебу.

В университете велись десятки экспериментов и он с энтузиазмом погрузился в работу, переключившись на психологию для своего магистерского исследования. «Я стал логопедом, потому что нуждался в нем», — сказал он позже.

Многие из его однокурсников-аспирантов заикались почти так же мучительно, как и он, и использовали друг друга в качестве подопытных кроликов. Они брали кровь, подключали себя к электродам, били себя по коленям, чтобы проверить рефлексы, выхватывали блокноты на ходу и записывали свою и чужую сбивчивую речь. Они применяли электрошок и орали друг другу в уши, чтобы проверить, влияет ли испуг на заикание (этого не произошло, хотя тот же эксперимент, проведенный с обычными говорящими, действительно повлиял на их речь). Они также накладывали друг другу гипс на руки, так как надеялись, что обездвиживание доминирующей руки человека каким-то образом распутает запутанные мозговые сигналы. В какой-то момент около тридцати заикающихся, включая Джонсона, бродили по кампусу Айовы с забинтованными руками, иногда играя в бадминтон неправильными руками. «Мы знали, что работаем над чем-то важным  в жизни человека», — сказал один из современников Джонсона историку из Айовы, — «Мы не просто слонялись по окраинам».

В то время физиология стала излюбленным объяснением заикания в Айове. Ведущие профессора кафедры были уверены, что расстройство возникало из-за неправильно направленных сигналов мозга. Они изучали нервно-мышечную активность у заикающихся и незаикающихся, а в одном эксперименте у пьяных людей (студентов, которые напились исключительно в интересах науки). Показания опьяневших испытуемых показали ухудшение, что никого не удивило.

Но Джонсона, к 1937 году амбициозного доцента, это не убедило. История его жизни говорила об обратном. Он говорил хорошо, пока учитель не сказал его родителям, что он начинает заикаться. Постепенно одержимость его речью овладела им. Его голос стал нерешительным. Он сознательно повторял звуки. Он решил, что, беспокоясь о проблеме, создал ее. Его расстройство было связано не с физиологией, а в его заученном поведении. Позднее он пришел к выводу, что заикание «начинается не во рту ребенка, а в ухе родителей».

Эта идея была провокационной и мощной, и имела огромное значение для логопедии. Если заикание — это выученное поведение, от него можно отучиться. Однако биография не является доказательством. Джонсону, чтобы подтвердить свой тезис, нужно было разработать эксперимент, вызывающий заикание. Если, рассуждал он, любого ребенка можно заставить заикаться, то, очевидно, не требуется никакого основного физиологического дефекта. Если бы заикание можно было вызвать у нормальных детей, то было бы доказано, что оно является заученной, обусловленной реакцией.

Осенью 1938 года Венделл Джонсон нанял одну из своих аспиранток по клинической психологии, 22-летнюю Мэри Тюдор для проведения именно этого эксперимента.

Эксперимент подразумевал наблюдение над несколькими группами детей, где в том числе, одна из групп здоровых детей подвергалась насмешкам и оскорблениям за произношение, даже если они говорили правильно.

В результате, через некоторое время контрольная группа здоровых детей стала менее уверена в себе, и у них появились дефекты речи, включая заикание. Более того, у большинства сирот эти проблемы сохранились и после окончания эксперимента.

Через много лет, данное исследование стало предметом судебного иска оставшихся в живых участников эксперимента против штата Айова и Университета Айовы. 

В 2007 году, шестеро участников эксперимента выиграли суд против штата Айова и получили многотысячную компенсацию.

Что до Венделла Джонсона — он умер в 1965 году в возрасте 59 лет, до конца защищая свой эксперимент, говоря: «Нет никаких доказательств необратимости последствий».

Источник: New York Times Magazine 2003 March 16.
Более подробно про условия эксперимента в этой же статье.